по оценке ущерба
в Москве и МО
№1

Страховая отказала в выплате по осаго - что делать?

Дата публикации: 2018-10-11 16:11:00

Согласно действующему законодательству, водители, оформившие полис ОСАГО и признанные невиновными в дорожно-транспортном происшествии, вправе претендовать на страховую выплату в установленном размере.

Тем не менее, по 7 из 10 обращениям страховщик отказывает в выплате компенсации. Специалисты независимой оценочной компании «Метод» готовы рассказать, когда решение страховой компании будет являться незаконным, и как грамотно его оспорить.

Причины отказа

Любая страховая компания – это коммерческая организация, и каждая выплата для неё становится существенным убытком. Поэтому все страховщики заинтересованы в том, чтобы не платить, и для достижения своей цели используют не только обоснованные, но и необоснованные причины отказа.

Среди наиболее распространенных оснований, по которым страховщики не выплачивают возмещение по ОСАГО:

  • Неполный пакет документов. Обычно страховые требуют внушительный набор документации – до 12-15 наименований. Если они подготовлены не полностью или заявление с просьбой о выплате заполнено неверно, страховщик отказывает в возмещении ущерба. Учитывайте, что даже незначительная ошибка, допущенная при оформлении документов, может послужить основанием для отказа;
  • Просроченный полис. Если на момент дорожно-транспортного происшествия водитель не обновил полис ОСАГО, в компенсации будет отказано. Некоторые страховщики указывают, что диагностическая карта на автомобиль обязательно должна быть действующей, однако это основание не предусмотрено законодательством и отказ по этой причине будет необоснованным;
  • Пропуск сроков (30 дней). Если вы своевременно не представили документы или уведомление о страховом случае, то вам будет отказано в выплате возмещения, причем совершенно законно. Исключение – наличие уважительной причины пропуска (например, длительная командировка, тяжелое заболевание или иное непреодолимое препятствие);
  • Претензии к виновнику происшествия. На практике встречаются 2 причины – виновный водитель не вписан в полис ОСАГО или он во время аварии пребывал в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения. Ни одна из этих причин не является обоснованной, они не освобождают страховую от выплаты;
  • Наезд на стоящий автомобиль. Страховщик указывает, что в такой ситуации отсутствует состав правонарушения, поскольку конкретные нормы ПДД не были нарушены. Это неправомерное решение! В соответствии с законодательством, любое нанесение ущерба ТС, вне зависимости от состава преступления, подлежит страховому возмещению.
Обратите внимание! Страховую выплату не удастся взыскать, если ДТП произошло вследствие действия непреодолимой силы (например, урагана или наводнения), ядерного взрыва, радиации или войны. Все эти обстоятельства прописываются в договоре.

Существует и другие, реже встречающиеся причины отказа. Известны случаи, когда страховая компания ссылается на инсценировку дорожно-транспортного происшествия, подделку документов и справок от независимых экспертов, отсутствие у виновного водителя оригинала полиса ОСАГО и др.

Обжалование отказа

Что делать, если страховая не выплачивает компенсацию по ОСАГО? Ответ один – действовать. В особенности, когда речь идет не о 5 000-10 000 рублей, а более крупных суммах. Порядок обжалования состоит из 5 шагов, давайте подробнее рассмотрим каждый из них.

Шаг №1 – получаем отказ от страховщика

Обратитесь в страховую компанию в течение 30 суток со дня аварии. Предъявите заявление и полный перечень документов (он опубликован на официальном сайте каждого страховщика). Обязательно проверьте наличие постановления органов ГИБДД и копии протокола, оформленного на месте аварии!

Первое, что вы должны сделать, если страховая не выплачивает прямое возмещение по ОСАГО, – потребовать отказ в письменном виде. Некоторые страховщики уже на этом этапе обжалования принимают заявления и производят выплаты, но если ваша компания продолжает отказываться от исполнения своих обязательств, то берите письменный отказ и составляйте жалобу.

Шаг №2 – пишем жалобу в РСА

Если причины, которыми страховая мотивировала свой отказ, необоснованные, то следующий шаг – обращение в РСА (Российский союз автостраховщиков) либо ФССН (Федеральную службу страхового надзора).

Обратите внимание! Рекомендуем не тратить собственное время и обращаться в РСА, поскольку ФССН практически всегда перенаправляет все поступающие к ним жалобы в союз автостраховщиков.

РСА не вправе выполнить обязательства, возложенные на страховщика, поскольку он выполняет лишь роль посредника. Однако союз автостраховщиков может дать обязательные к выполнению страховщиком рекомендации.

Наиболее распространенная и эффективная форма обращения в РСА – подача жалобы. Все формы заявлений представлены на официальном сайте организации, поэтому вы можете их бесплатно скачать и внести свои сведения.

К жалобе требуется приложить:

  • весь набор документации, которая была затребована страховой (паспорт заявителя, страховой полис, оба водительских удостоверения и др.),
  • письменное обращение к страховщику,
  • официальный ответ об отказе в выплате.

Каждый из документов необходимо отсканировать и совместно с заполненным бланком заявлений отправить на электронную почту РСА (адрес: request@autoins.ru). Жители Москвы и Московской области вправе лично обратиться в союз автостраховщиков. Адрес организации и график приемов рекомендуем уточнять на её официальном сайте.

Все обращения от граждан подлежат рассмотрению в течение 10-15 суток со дня их поступления. Учитывайте, что жалобы, содержащие ненормативную лексику или угрозы, а также отправленные анонимным заявителем, не рассматриваются.

Шаг №3 – составляем досудебную претензию

Последующее обжалование отказа страховой компании в возмещении вреда ведется, если РСА не предпринял никаких действий по урегулированию сложившейся ситуации либо решение организации вас не устраивает (например, сумма выплаты сильно занижена).

Необходимо подготовить досудебную претензию и отправить её страховщику, отказавшему в выплате. Если вы пропустите этот шаг, то претензионный порядок окажется не соблюденным и в последующем судья откажет в удовлетворении исковых требований.

Итак, досудебная претензия оформляется в свободной форме. Вы можете скачать образец в Интернете и вписать в бланк свои данные. Главное, чтобы в документе была указана следующая информация:

  • реквизиты страховщика и ФИО её руководителя,
  • ФИО заявителя и его контактные сведения,
  • заголовок (в данном случае – досудебная претензия об отказе в выплате страхового возмещения),
  • обращение – краткое описание проблемы,
  • список требований,
  • подпись/дата.
Обратите внимание! Главное, в завершение претензии указать, что при её неудовлетворении вы оставляете за собой право на обращение в суд и взыскание не только выплаты, но и расходов на услуги представителя (юриста), а также штрафной санкции и пени.

Рекомендуем придерживаться в описании делового стиля и давать ссылки на действующее законодательство, причем не просто на закон, а на конкретный пункт и статью. К претензии приложите действующий договор страхования, паспорт, документацию на транспортное средство, документы об аварии и справку, полученную от независимой экспертной компании (при наличии).

У страховой есть 10 суток после получения вашей досудебной претензии, чтобы выполнить указанные в ней требования либо ответить вам письменным отказом. Если ответ не поступил или вы получили отказ, который считаете необоснованным, то остается последний шаг – обжалование решения в судебном порядке.

Шаг №4 – обращаемся в суд

Согласно ФЗ-№40 вы вправе обратиться в суд только после отправления досудебной претензии. В принципе, вы можете приступить к написанию искового заявления даже раньше – страховые абсолютно не реагируют на претензии, и, скорее всего, ответят вам отказом. Их действия не вполне понятны, поскольку судебная практика показывает, что суды чаще встают на сторону истца.

Итак, если страховая компания отказывается возмещать причиненный ущерб по ОСАГО, вы пишете исковое заявление. Руководствуясь ст. 131 ГК РФ, в нем необходимо указать:

  • наименование судебного органа,
  • ФИО истца/ответчика и их личные данные,
  • описание спора,
  • основание обращения,
  • требования к ответчику,
  • приложение (перечень приложенной документации),
  • подпись/дата.
Обратите внимание! В требованиях вы указываете конкретную сумму, включающую непосредственно компенсацию, а также остальные понесенные затраты.

Иск направляется в суд, расположенный по юридическому адресу страховой. Если итоговая сумма ваших требований составляет больше 50 000 руб., то обращайтесь в районный суд, если меньше 50 000 рублей, то к мировому судье.

Сразу напишите заявление в 2-х экземплярах – в суд и ответчику. К нему приложите набор документов, включающий письменный отказ страховщика (на вашу претензию), действующий договор страхования, полис ОСАГО, результаты независимой экспертизы, а также документы с места аварии.

Шаг №5 – получаем страховую выплату

Обычно страховые компании даже не отправляют своих представителей на заседание в суд, поскольку его итог известен – удовлетворение исковых требований полностью либо в части. Исключением становятся дела, когда страховщик законно отказывает в возмещении ущерба.

В соответствии с судебным решением, вступившим в законную силу, страховая должна произвести выплату, а также оплатить ваши расходы:

  • на независимую экспертизу,
  • услуги представителя,
  • оплату госпошлины,
  • неустойку.

Чем дольше продолжается процесс в суде, тем выше расходы страхователя. Кстати, вы можете затребовать и возмещение морального ущерба при условии, что докажете судье его причинение.

ТОП-3 уловки страховых компаний

Страховые компании используют целый арсенал средств, чтобы отказать в выплате компенсации или существенно занизить её размеры. Давайте разберемся, какие уловки применяет страховщик, и как их грамотно избежать.

Ситуация №1 – предложение «решить все на месте»

После дорожно-транспортного происшествия водитель обращается в страховую, подготовив полный пакет документов. В ответ он получает заманчивое предложение «разобраться на месте», т.е. получить определенную сумму денег за пару минут, но при этом полностью отказаться от своих претензий.

Как быть? Не договариваться на подобные незаконные действия. Водитель, который пошел на сделку со своей совестью и страховщиком, получит выплату, которой не хватит даже на устранение минимальных повреждений, причиненных в результате аварии.

Ситуация №2 – занижение размера компенсации

Эксперты отмечают, что размер выплаченной компенсации и окончательные расходы на ремонт могут отличаться в 8-10 раз! Например, техник умышленно не указывает в отчете информации об определенных повреждениях, сокращая сумму расходов на бумаге.

Как быть? Участвовать в осмотре ТС и настаивать на включении в отчет всех повреждений! Дополнительно вы можете обратиться в независимую оценочную компанию, а затем приложить полученные от неё справки к претензиям и жалобам.

Ситуация №3 – банальное оттягивание выплаты

Предположим, автовладелец собрал все документы, подал их страховщику, прошел экспертизу и даже согласился с результатами оценки. Отказа он не получал, но страховая просто не выплачивает компенсацию, затягивая сроки.

Как быть? Требовать неустойку. Здесь все прозрачно: есть закон об ОСАГО, устанавливающий сроки выплат, если страховщик их нарушает, то он сильно рискует. С него можно взыскать неустойку либо проценты за задержку с выплатой.

НАФИ регулярно опрашивает российских автовладельцев, оценивая уровень их доверия к страховым компаниям. В 2016 году этот показатель составил всего 40%, причем основная причина такого низкого уровня – необоснованные отказы страховщиков выплачивать компенсации.

Лучший совет для каждого водителя: проявлять максимальную осторожность и не попадать в ДТП. Если же такая ситуация произошла, не паникуйте, а тщательно сверяйте каждый свой шаг с действующим законом об ОСАГО!

 

Независимая экспертиза 

  • выезд эксперта на осмотр
  • составление отчета об оценке (в рамках законодательства РФ и 135 ФЗ от 29.07.1998)
  • бесплатные консультации
Мы находимся:

109456,
м. Новокосино, г. Реутов,
ул. Академика Челомея д. 10

Режим работы:

пн–пт 10:00–20:00
сб-вс 11:00–18:00
Без перерыва